За последние полтора века в подходе к работе изменилось многое — и само содержание труда, и его условия. Сегодня «офисное рабство» может быть как никогда приятным и разнообразным. «Дом» решил посмотреть, какие пространства для себя создают передовые организации.
Впервые «офисы» — рабочие бюро — появились в Англии в XVIII веке. Тогда для команды управленцев колониальными территориями даже построили первый «бизнес-центр» — East India House. Массовое распространение офисы получили в конце XIX — начале XX веков: как раз началась эпоха индустриализации, изобрели лифт и научились строить высотки.
В 30-х годах, на фоне ускорения жизни и все убыстряющегося развития технологий, в США появились первые open space, а окончательно формат «укоренился» на Западе после того, как в 1960 году в США возникли кубиклы — рабочие места, отгороженные небольшими перегородками.
В России офисный рынок начал активно развиваться значительно позже. Вплоть до 1998 года, по данным управляющего директора делового квартала «Романов двор» Софьи Третенко, коммерческие организации располагались главным образом в старых административных зданиях или переоборудованных соцобъектах, например, детских садах. Бизнес-центры западного уровня стали появляться у нас в начале 2000-х.
Как говорит Руслан Хорошильцев, управляющий партнер компании «Базис», со временем офисы кабинетного типа начали уходить в прошлое из-за большого количества неэффективных зон в таких центрах (то есть, по сути, из-за экономии на аренде). Доля формата open spаce за последние пять лет выросла почти на 20 процентов. Конечно, в открытом пространстве комфортно не всем. Но есть и хорошие новости: все большую популярность получают креативные офисы, главная идея которых — удобство сотрудников плюс необычный внешний вид. В авангарде тренда — офисы Google и Facebook.
Создание креативных офисов стало настоящей темой 2010-х — пионерами тренда в России стали организации, для которых важен именно творческий и нестандартный подход к работе. Сейчас смелые идеи перенимают и компании из другого бизнеса — вплоть до строгих банковских структур. Все чаще организации заказывают архитекторам не просто функциональные офисы, а с дополнительными возможностями — для отдыха, спорта, неформального общения.
«При организации офисного пространства применяются самые смелые решения — компании уходят от стандартного мышления, от клишированных правил, таких, как "нужно работать сидя" или "у каждого сотрудника должен быть свой рабочий стол"», — рассказывает партнер IND Architects Равиль Мураков. Пример современного офиса — квартира архитекторов в конструктивистском доме 1920-х (DVEKATI). Этот офис больше похож на уютную квартиру тех времен, чем на рабочее пространство.
Офисную среду стараются сделать максимально разнообразной, чтобы в течение дня можно было менять вид деятельности. Такие пространства называют activity based office. «Людям сложно проводить все рабочее время за столом. Поэтому "рабочими" в офисах становятся и кофе-поинты и лаунж-зоны у ресепшн, и коридоры и т.д.», — говорит соучредитель и главный архитектор бюро UNK project Николай Миловидов. Пример московского activity based office — офис компании Booking, рассказывает руководитель направления внутренней отделки помещений СBRE Павел Якимчук.
Особое внимание уделяется отделке и дизайну офисных пространств. Для офиса «Энергопрома» было придумано решение в стиле «лофт» с элементами популярной культуры 1960-х (в частности, культа The Beatles) и стрит-арта.
В оформлении российского офиса Swatch используется много символики часов.
Офис рекламного агентства Leo Burnett превращен в модную «галерею современного искусства», а еще в интерьерах используется очень много самых разных звезд: Лео Бернетт однажды сказал фразу, ставшую частью идеологии компании — «Нужно всю жизнь тянуться к звездам. Можно, конечно, так и не дотянуться, но зато ты точно не зачерпнешь пригоршню грязи». Читать далее...